Транспортная реформа по-томски
19 сентября состоялось заседание комитета городского хозяйства Думы Города Томска, на котором заместитель мэра Дмитрий Путров и руководитель Центра организации и контроля пассажироперевозок Ольга Свахина представили проект новой маршрутной сети, вступающей в силу с 1 января 2025 года.
До этого проект был презентован депутатам на заседании постоянной комиссии по дорожной деятельности и организации транспортного обслуживания населения 23 августа, но в публичный доступ попал лишь месяц спустя.
Вопреки требованиям томичей, проект продолжает заложенную ещё в 2016 году тенденцию на сокращение количества маршрутов – в городе остаётся 13 «стандартных» автобусных маршрутов и 7 «подвозящих» (которые будут обеспечивать транспортное сообщение с пригородными посёлками). Всего планируется задействовать 265 автобусов, при этом на трёх маршрутах (12, 19, 29) предполагается использование автобусов большой вместимости.
Мэрия отказалась от планов реанимировать те маршруты, чьи владельцы прекратили перевозки – 22, 25/52 (который в итоге разделили на 2), 36 и 37, а также от маршрута 8/9. Схема движения подавляющего большинства сохранившихся маршрутов претерпит изменения – где-то косметические, как в случае с маршрутом 19, где-то достаточно существенные – как с маршрутами 26 и 29. «Всё учесть невозможно» – прокомментировала Свахина замечания депутатов, указывающих, что новая схема фактически отрезает от центральной части города Жилмассив и микрорайон «Зелёные горки». Само собой разумеется, новая схема подразумевает и новые тарифы за проезд – но мэрия, по словам Путрова, пока не определилась с их размером.
Мы много писали о транспортном вопросе. Но нынешняя ситуация не похожа ни на что из того, что мы наблюдали ранее – происходит сокращение как количества маршрутов, так и числа автобусов на них (в 2019 году было определено 423 автобуса, из которых в настоящее время на линии выходит менее половины). При этом, несмотря на все перипетии, Томск продолжает расширяться – в настоящее время активное жилищное строительство идёт в микрорайонах «Радонежский», «Левобережный» и «Ботаника» (ранее известный как «Супервосток»), застраивается Томская ОЭЗ (особенно южная площадка, интегрируемая со строящимся Малым транспортным кольцом) и вяло, но идут работы по подготовке строительства возле неё так называемого «кампуса мирового уровня».
Даже по данным самой мэрии растёт пассажиропоток – Дмитрий Махиня в отчёте о своей работе за 2023 год сообщил, что прирост количества перевезённых пассажиров по сравнению с 2022 годом вырос: по электротранспорту на 47%, по внутригородским автобусам на 22%, по межмуниципальным автобусам (под управлением частных перевозчиков) на 18%. Уже сейчас жители города и пригородных посёлков столкнулись с тем, что перемещение из одной части Томска в другую связано со значительными затруднениями – частные перевозчики не соблюдают никакие расписания, автобусы ходят заполненными пассажирами сверх всяких нормативов, а из ряда мест (например, входящего в границы города с. Тимирязевское) фактически невозможно куда-либо добраться без задействования такси. Власти предпочитают игнорировать эту проблему, ссылаясь на дефицит водителей.
Единственный выход из логистической ловушки, в которую Томск загнали чиновники от транспорта и бизнеса, – это создание муниципального автобусного парка. Мэрия не видит в этом смысла и заявляет, что на это «нет денег». При этом у неё прекрасно нашлись деньги на покос одуванчиков и организацию помпезного концерта в честь 420-летия Томска. Может быть, властям стоит задуматься о правильной расстановке приоритетов в расходовании бюджетных средств?
Томский Комсомол