Легенда о Малалай

09 марта 2017 11.31

Легенда о Малалай

Побывавшие в Афганистане хорошо знают созданный еще во времена похода Александра Македонского ныне полумиллионный Кандагар. Недолгое время он был столицей афганского государства, там существует мавзолей его основателя Ахмад-шаха. Ахмад-шах принадлежал крупнейшему объединению пуштунских племен дуррани.
При Ахмад-шахе в 1764 году возникли первые дружеские контакты Дурранийской империи с Россией.

Екатерина II и ее министр иностранных дел Никита Иванович Панин еще тогда понимали значение и перспективы этого направления российской политики. 
Позднее Кандагар стал центром граничащей с Пакистаном провинции, местом штабов многих современных реакционных организаций, местом жестоких боев Советской Армии с афганскими душманами, или, скажем прямолинейнее, местом столкновения двух идеологий и двух сверхдержав, формально закончившившегося 15 февраля 1989 года выводом наших войск из республики. Старые афганцы до сих пор глубоко убеждены, что эта эффектная акция была трагической ошибкой или преступлением М.С. Горбачева. 

Неподалеку от Кандагара находится кишлак Майванд, где 27 июля 1880 года произошло одно из главных сражений Второй англо-афганской войны (первая началась в 1838 году, вторая в 1878-м, третья – в 1919-м). Несколько упрощая историю событий, можно сказать, что истоки этих войн лежат в противостоянии двух империй. Британия считала, что Россия угрожает Индии, британской колонии, российское руководство был убеждено, что англичане хотят отхватить Среднюю Азию, постепенно входившую в состав Российской империи. 
А если попытаться посмотреть на карту, так сказать, в глобальном смысле, а лучше даже в буквальном, т.е. посмотреть именно на глобус, – он не искажает расстояний на земном шаре, – посмотреть с позиции интересов общечеловеческих и прежде всего европейских, то легко понять: продвижение России от Кушки через Белуджистан, строительство дорог, в том числе и железной, давало  колоссальные выгоды именно всему человечеству. С 1898 года в Кушке уже действовала железная дорога. А с противоположной стороны железная дорога, построенная англичанами, доходила до Кветты. Расстяние от Кушки до Кветты в обход Гиндукуша по пустыне Регистан составляет всего одну тысячу километров. Конечно, условия строительства там нелегки, но это все же не болота, не тундра, не тайга, зато поток грузов из Юго-Восточной Азии мог бы двинуться быстрее не только чем по водному пути вокруг Африки, но даже чем по Суэцкому каналу. Помечтайте далее сами о том, что там будет, если люди перестанут думать о войнах, как о лучшем способе решения проблем облагодетельствования народов. Дело не в русских или иных солдатах, моющих сапоги в Индийском океане, а в железнодорожниках (туристах, коммерсантах, отпускниках), делающих благое дело на берегу сказочного Аравийского моря, где плавал еще Синдбад-мореход. В мире существует немало подобных проектов, реализация которых может осчастливить не отдельные народы и государства, а именно все человечество. Они часто воспринимаются как фантастика, а в действительности это реальность, осуществлению которой мешает только нынешнее мироустройство да еще люди, хорошо знающие слово «мое», но приходящие в ярость от слова «наше, общее», или еще точнее – «социалистическое». 

Ну, это все к слову. А в 1880 году под Майвандом английская бригада генерала Берроуза из двух с половиной тысяч солдат и офицеров потеряла убитыми около тысячи, около двухсот было ранено, многие попали в плен. Это была полная победа афганцев, правда, стоившая им самим громадных потерь. В память обо всем этом в Кандагаре установили памятник, а в Кабуле создали проспект.

В свое время мне очень хотелось побывать на Майванде. Благодаря добрым отношениям с афганскими педагогами, учеными, политиками и военными (я работал в 80-е советником Министерства просвещения ДРА) мне это удалось.
Особый интерес – украшающая проспект стела, посвященная одному из эпизодов сражения и его героине, юной поэтессе Малалай. Бой поначалу складывался не в пользу афганского полководца Мухаммеда Айюб-хана, более того, под огнем английских пушек плохо вооруженные пуштуны дрогнули. Малалай, дочь пастуха из Майванда, вместе с другими женщинами помогавшая раненым, увидев, что пуштунский знаменосец убит, привязала к древку свое белое покрывало, вскочила на коня, прорвалась в ряды отступавших и обратилась к ним с поэтическим призывом. Перевести его с пушту на русский, наверное, невозможно, очень уж своеобразны стиль и смысл стихотворения, в первом приближении звучащем примерно так.
– Эй, вы, считающие себя мужчинами! Настоящий мужчина проявляет свои достоинства и способности не только на ковре в объятиях любимой женщины, но и на поле боя в схватке с врагом! Почему вы побежали? Разве среди воинов-пуштунов ныне уже нет мужчин? Если сегодня вы сумеете избежать смерти, то ваши имена станут для потомков символом бесчестья! 
Пуля сразила поэтессу, но задетые в своих лучших чувствах афганские конники ударили во фланг противнику, развязка рокового сражения известна. А призыв Малалай запечатлен на стеле, которую мне удалось увидеть. Текст прочитал и перевел мне дагарман (подполковник) Асадулла, еще во время правления Захир-шаха окончивший в СССР военное училище (большинство офицеров армии ДРА, особенно авиаторов и танкистов, получили военное образование в военных училищах Средней Азии и Москвы).
Позднее, немало узнав про майвандское сражение, я понял, что вообще-то все было не совсем так, что многое в этом рассказе – легенда. Но вдохновляющая роль юной красавицы не вызывает сомнений. Уверен, каждый народ, сознающий, что он именно народ, а не просто толпа людей, говорящих на одном языке, хранит память о женщинах, когда-то вдохновивших своих любимых, своих мужей, братьев, детей на подвиги во имя высоких идей, во имя матери Родины. Они становятся бессмертными, недаром известная всему миру современная афганская правозащитница и депутат парламента Джойя взяла себе псевдоним Малалай, нося, как она сама говорит, имя «афганской Жанны д’Арк». Ради политкорректности замечу, что Джойя недолюбливает и американцев, и «шурави» (советских), правда в большей степени – первых.

Накануне 8 Марта, праздника, постепенно теряющего в своем названии эпитет «международный», вновь и вновь задумываюсь о женщинах, делающих несвойственное им дело не хуже, а часто лучше некоторых представителей так называемого сильного пола. Что-то в них есть удивительно прекрасное, благородное, заставляющее нас идти за ними, становясь достойными этих героинь. Думаю, любой читатель может назвать немало имен таких женщин, к сожалению, нередко забываемых обществом. 
Пишу об этом не только в связи с праздником, но еще и потому, что он совпадает по времени с идущей от языческих времен Масленицей с ее радостью приближения весны, с ее семейными праздниками, тещиными блинами, лакомкой-средой, с золовкиными посиделками в субботу, с ее, в общем-то, женским началом. А заигрыши и девичьи гадания, попытки узнать имя суженого! Помните:
«И голосок ее звучит // Нежней свирельного напева: // Как ваше имя? Смотрит он // И отвечает: Агафон». 
А еще через две недели – почти не отмечаемый у нас День весеннего равноденствия, день, почитаемый многими народами как Новый год, Навруз. Ныне он приходится на 20 марта. В этот день Земля, вращающаяся вокруг собственной оси и одновременно вокруг Солнца, оказывается расположенной таким образом, что лучи Солнца отвесно падают на экватор Земли. Это связано не с рождением или действиями какого-либо богочеловека или цезаря, а с чисто астрономическим явлением; это движение небесных тел, это – начало весны, это – жизнь! И очень хочется, чтобы в этот день стали сбываться надежды на мир и покой во всем мире, на то, что важно для всех людей и, конечно, более всего – для матерей, жен, невест.
Правда, пока не очень получается. И, быть может, еще и потому, что главная политическая задача Международного женского дня, сформулированная более века назад, только кажется решенной. Тогда, 8 марта 1908 года, по призыву нью-йоркской социал-демократической женской организации состоялся митинг с лозунгами о равноправии женщин. Более 15 тысяч женщин прошли маршем через весь город, требуя сокращения рабочего дня, равных c мужчинами условий оплаты труда и предоставления женщинам избирательного права.
И, действительно, в подавляющем числе стран в наше время это право женщинам предоставлено. А вот насчет сокращения продолжительности рабочего дня у меня немало сомнений, относящихся уже не только к женщинам. Например, учительская нагрузка в 1,6 раза превышающая научно обоснованную норму, стала в нашей области, да и во всей России чем-то естественным. И далеко не везде женский труд оплачивается на тех же условиях, что и мужской. Правда, с оплатой мужского тоже немало непонятного.
А выборы… Нет, голосуйте, пожалуйста, дорогие женщины, запретов для вас нет. Только по показателю участия женщин в высших органах представительной власти РФ находится где-то примерно на 80-м месте в мире, мы «позади Европы всей», позади многих стран Латинской Америки, ряда стран Африки и Азии, включая некоторые страны ислама с его весьма непростым отношением к женщине (например, когда в афганской семье рождается мальчик – радуется и пляшет весь кишлак, трещат барабаны, гремит музыка, звучат песни, начинается стрельба из ружей… Праздник! А рождение девочки вообще никак не отмечается).
В Госдуме женщин около 14%, одна из семи депутатов. В нашей областной Думе их совсем мало, четыре, т.е. одна из десяти. Зато в Государственную думу томичи послали двух женщин-врачей, И.Д. Евтушенко и Т.В. Соломатину, в областной Думе у нас председательствует О.В. Козловская, фракцией коммунистов руководит Н.Г. Барышникова, фракцией «Справедливая Россия» – Г.Г. Немцева. Это замечательно, но все же особенно-то гордиться нечем. Похоже, что женщины отвоевали свои права, обрадовались, и возвратили их мужчинам. Сами не хотят? Мужчины не пускают?

В мире не намного лучше, но все же среди президентов, председателей кабинетов министров и царствующих особ я насчитал около двадцати представительниц прекрасного пола. Получается, что под каблучками этих милых дам находится более трети населения нашей планеты. Кажется, не так уж плохо, во всяком случае есть о чем задуматься.
Но вообще-то под каблучком – в хорошем смысле! – у женщин должно находиться примерно 50% землян. Женщины этого сто?ят, для мужчин это вовсе не унизительно, и я с огромным удовольствием поздравляю знакомых и незнакомых женщин с их (в общем-то, и с нашим тоже) праздником – Днем 8 Марта! Будьте счастливы, здоровы и любимы всегда, а не только по праздникам.



Лев Пичурин
09 марта 2017 11.31