Коммунист во главе региона: Что сделано?

17 июля 2019 19.21

Коммунист во главе региона: Что сделано?

Губернатор Хакасии, коммунист Валентин Коновалов отчитался об итогах 8 месяцев работы на региональном семинаре-совещании КПРФ. 


Дорогие товарищи!

Мне приятно, что наша первая большая встреча проходит здесь, у нас в Хакасии. Я благодарю вас за серьезную поддержку, которая была оказана мне в ходе избирательной кампании по выборам Главы Республики. Благодарю лично лидера партии Геннадия Андреевича Зюганова. Убежден, что наша солидарность, глубокое понимание проблем людей, четкое видение, каким путем следует двигаться дальше позволило нам одержать эту убедительную победу. Но на теме партийной работы остановлюсь отдельно.

Да, я хорошо осознаю, какой груз ответственности сейчас лежит на мне и не только перед жителями Хакасии, но и перед нашей партией. И готов заявить, что, несмотря на доставшееся нам непростое наследство, считаю главной задачей – сделать все, чтобы люди по-настоящему почувствовали перемены к лучшему.

По этой причине я вкратце обрисую динамику экономических процессов, от состояния, которое мы увидели в экономике в ноябре 2018 года, и что нами сделано за эти 8 месяцев.

Главный сдерживающий фактор в развитии экономики республики – государственный долг. На 1 января 2018 года он составлял 24 млрд 613 млн рублей. В течение 2018 года долг снизился и по итогам года составил 21 млрд 846 млн рублей.

Наше правительство продолжает над этим работать. Как результат — в течение января — апреля 2019 года долг уменьшен ещё на 400 млн.

Правительство республики с самого начала взяло курс на ревизию бюджетных средств и снижение их расходов. В этих целях была привлечена контрольно - счетная палата, которая выявила ряд нарушений, устранять их приходится нам, новой власти.

В целях оптимизации расходов бюджетных средств были проведены существенные сокращения в Администрации и Правительстве республики, ликвидировано постоянное представительство в Санкт-Петербурге, С начала года приблизительно на 20% сократились расходы на содержание правительства. Была оптимизирована сама система органов исполнительной власти. Например, комитет молодежи был реорганизован и перешел под ведомство министерства образования. Сейчас завершается процесс объединения Министерства социальной защиты с Министерством труда и занятости. Управление по обеспечению деятельности правительства Хакасии   сокращено, а его функции передали в Администрацию Главы.

Были сокращены расходы на содержание средств массовой информации, подведомственные органам исполнительной власти республики, в том числе была ликвидирована грантовая поддержка Средств массовой информации.

Только оптимизация штатной численности в СМИ дала экономию порядка 9 млн рублей.

Экономия средств по общему итогу составила более 100 миллионов рублей.

Кроме того, в 2019 году нами была инициирована проверка финансово-хозяйственной деятельности правительства в части сохранности и использования по назначению республиканского имущества. В результате выявлены факты завышенной стоимости аренды помещений, в которых находились два министерства. В целях экономии денежных средств им предоставлены другие площади. Также серьезные нарушения финансово-хозяйственной деятельности были выявлены в подведомственном министерству спортучреждении «Ирбис». Безусловно, виновные понесут заслуженное наказание.

Большая работа была проведена министерством имущественных отношений по оценке кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, таких как Торговые Комплексы «Ролби», «Арена», «Аллея», развлекательный центр «Нью – Йорк» и других. Как показала проверка, стоимость была значительно занижена. Предполагаемая сумма, которую недополучал бюджет республики в течение нескольких лет – более 150 млн рублей ежегодно.

Нами была проведена ревизия автопарка правительства. Как итог: пять машин переданы для нужд муниципальным образованиям, три из них с целевым предназначением по линии здравоохранения в сельские поселения. Еще три автомобиля сейчас проходят предпродажную подготовку.

Товарищи, считаю принципиальной свою позицию – жить нужно по средствам и экономить бюджетные деньги. Тем более, что бюджет республики в основном состоит из социальных обязательств. Так, только на социальную сферу приходится более 70% бюджетных ассигнований.

Подчеркну, при всех трудностях мы сохраняем все социальные выплаты и действуем в интересах наших граждан.

Основной упор, уверен, надо делать на наращивание собственных доходов и налоговых платежей. Это для нас приоритетное направление.

Какие дополнительные поступления можно получить от экономики республики?

Прежде всего - промышленное производство, которое представлено крупными предприятиями металлургической, горно-металлургической, топливно-энергетической отраслями. Это и есть наши главные налогоплательщики.

Поступление налоговых платежей за 6 месяцев текущего года от угледобывающих компаний составило более 1 млрд. рублей. По сравнению с тем же периодом прошлого года налоговые поступления увеличились на 68%. Однако, несмотря на рост доходов бюджета, мы наблюдаем снижение начислений по налогу на прибыль организаций. Основная причина - падение мировых цен на экспортируемую продукцию. Выход есть. Он - в наращивании производства, направленное на получение конечного продукта.

Мы системно продолжаем работу с крупными налогоплательщиками, чтобы получить от них максимальную отдачу именно в республиканский бюджет, а не куда-то еще. Кроме того, наши требования к ним ужесточаются и по соблюдению экологических норм. К теме экологии я еще вернусь.

И уже сегодня крупнейшие компании, несмотря на сложности, разворачиваются лицом к проблемам Хакасии. В рамках подписанных соглашений о социально-экономическом сотрудничестве бюджет республики в 2019 году получит дополнительно более 130 млн. рублей.

Наша задача — сделать всё, чтобы республика стала для предприятий не территорией присутствия, а площадкой для развития с актуальными для Хакасии социальными обязательствами.

Уважаемые коллеги! Нами ведётся серьёзная работа по подготовке плана развития республики. И все обозначенные задачи войдут в него как приоритетные. Главный его посыл: «От стагнации — к устойчивому развитию».

Анонсируя его структуру и цели, отмечу, что план трёхэтапный.

Первый этап — разобраться с долгами и дефицитом бюджета. Приложить все усилия, чтобы уйти от казначейского сопровождения.

Второй — увеличить рост налоговых поступлений и сформировать бюджет развития.

Третий — обеспечить рост доходов и благосостояния граждан.

Сюда же войдут крупные инвестпроекты. Мы ставим перед собой стратегическую цель — наращивать долю обрабатывающей промышленности, которая в целом демонстрирует позитивную динамику.

Наша общереспубликанская стратегия также будет содержать подробный территориальный блок с указанием действующих, а также создаваемых предприятий и социальных объектов, с учетом мнения и инициатив людей на уровне муниципалитетов.

 Ключевое место займут проекты корпорации «Енисейская Сибирь». Они предполагают создание группы обрабатывающих производств и развитие сельского хозяйства.

Сельскохозяйственная отрасль имеет для нас огромное значение. И мы обязательно должны уделять ей самое серьёзное внимание.

Считаю важным развивать потребкооперацию. У нас немало талантливых людей, которые хотят заниматься крестьянским трудом, фермерством и жить на селе. В этом плане у нас в Хакасии уже есть интересный опыт – это программа по развитию малых и отдаленных сел. Ее будем поддерживать – программа продолжит работать.

Нам предстоит преодолеть инерцию в ближайшие годы, впереди — очень большая работа и она уже началась. Здесь я рассчитываю на активную поддержку депутатского корпуса Верховного Совета республики и прежде всего, на вас, товарищи, поскольку представительство фракции КПРФ в нем существенное.

Оздоровление экономической обстановки – это реальная и ближайшая не только задача, но и перспектива.

Уважаемые коллеги, при всей значимости вопросов экономического развития основные полномочия и задачи органов власти лежат, конечно, в области развития инфраструктурных отраслей и социальной сферы. На эти цели, повторюсь, приходится большая часть расходов бюджета.

Многие застарелые болезни в ЖКХ сохраняются в связи с высоким износом коммунальной инфраструктуры.

Проблема системная, зрела годами. Здесь недоработка всех органов власти: исполнительной, законодательной, в том числе и надзорных органов. Более десяти лет не было серьёзных вложений в эту сферу. Плюс ситуация усугубилась долговыми обязательствами перед энергетиками. Переговоры с ними были сложными, но удалось достигнуть определенных договоренностей, составить график поэтапного погашения кредиторской задолженности, и параллельно началась подготовка к зимнему отопительному сезону по отдельно составленной дорожной карте и с программой реорганизации сферы ЖКХ.

Системно-управленческие решения позволили провести детальный анализ ситуации и подготовить Программу реорганизации коммунального хозяйства республики.

Нам необходимо работать над экономически обоснованным тарифом для ресурсоснабжающих организаций, создать муниципальные казённые предприятий, укрупнить ресурсоснабжающие организации. Уверен, что разработанные нами мероприятия дадут возможность пройти отопительный период без эксцессов.

Еще один вопрос, который сегодня остро стоит в регионе, думаю, что не только в нашем. Это реализация мусорной реформы. В этом направлении мы стали работать системно с самого начала.

Что сделано?

В Хакасии утверждена территориальная схема с пятью зонами, куда входят районы и города республики. По каждой из зон в ноябре прошлого года при прежнем составе правительства были утверждены тарифы. Однако все сочли их завышенными.

В целях минимизации социальной напряжённости, связанной с реализацией реформы, правительством Республики Хакасия совместно с региональным оператором «АЭРОСИТИ-2000» в начале года была достигнута договорённость по оценке фактических затрат на услугу регионального оператора. Таким образом, для отдельных зон максимальное снижение составило до 26 — 30%. Нам это удалось. С 1 июля мы также изменили тариф в сторону уменьшения по целому ряду территориальных зон.

Вместе с тем контроль за тарифами — это только часть работы. Другая — создание инфраструктуры по переработке и сортировке мусора. Министерство природных ресурсов и экологии ведёт переговоры с инвесторами по строительству мусоросортировочных и перерабатывающих производств.

Наша задача в этой работе — помочь инвесторам, но при этом не допустить ситуаций, когда расходы на строительство, на эксплуатацию заводов через тариф перекладываются на плечи населения или региональный бюджет.

Решение экологического вопроса заключается не только в успешной реализации мусорной реформы. Это еще и плотная работа с угольными предприятиями. Я уже упомянул, что мы сегодня предъявляем угольщикам жесткие меры по соблюдению именно экологического законодательства, поскольку обеспокоенность по чистоте атмосферного воздуха в последние годы у нас, власти, и общественности объяснима. И здесь мы находим понимание и поддержку со стороны руководителей муниципалитетов и надзорных органов.

Создана межведомственная комиссия по экологической безопасности и природопользованию, задача которой – определить приоритетные направления работы по улучшению состояния окружающей среды.

Министерство природных ресурсов и экологии сейчас вплотную занялось именно экологическим мониторингом. Взяты пробы воздуха в зоне работы разрезов и направлены на лабораторные исследования. В перспективе – приобретение собственной лаборатории. Это немалые деньги, но экономить на здоровье людей недопустимо. Кроме того, у нас налажены отношения с научным сообществом. Опыт местных ученых, считаю, стоит учитывать. Например, технология биологической рекультивации, разработанная НИИ Аграрных проблем Хакасии, вошла в российский ГОСТ наилучших доступных технологий. Угольная отрасль до 2023 года должна перейти на такие технологии. Апробация успешно уже прошла на одном из предприятий.

Улучшение качества жизни людей, подчеркну ещё раз, — главная цель нашей с вами работы. Причём, каждый житель Хакасии должен почувствовать реальные перемены в своей жизни. В этом залог доверия и к власти, и к партии.

Хакасия активно включилась в реализацию национальных проектов. Они рассчитаны до 2024 года. Наша республика участвует в 11. В настоящее время разработано и утверждено 49 паспортов региональных проектов, по которым подписано 39 соглашений с профильными федеральными министерствами.

На эти задачи до 2024 года планируется привлечь в республику порядка 32 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета около 17 млрд.

Наибольший объём финансирования приходится на региональные проекты по направлениям: «Здравоохранение» — более 46%, «Образование» — порядка 12%.

Отмечу, что только в рамках семи проектов до 2024 года предусмотрено строительство 42 капитальных объектов. В 2019 году планируется построить 25. В их число входят шесть детских садов, три ФАПа, четыре врачебные амбулатории, два Дома культуры. Самый крупный объект — школа на тысячу мест в Абакане, она будет сдана в сентябре этого года, но сейчас уже приступили к строительству еще одной, точно такой же.

У нас два года решался вопрос по строительству радиологического корпуса в Абакане, сложного уникального объекта, единственного в Сибири. В мае удалось получить заключение на его возведение от Госэкспертизы. Осенью мы начнем строительство этого важнейшего объекта. Данный вопрос — на контроле правительства.

Ключевым направлением работы в социальной сфере, конечно, является здравоохранение. Индикатором его результативности служит, в частности, показатель продолжительности жизни. В Хакасии он превысил порог в 70 лет. Это радует. По данным Федеральной службы государственной статистики у нас отмечается естественный прирост населения, и для нас нет важнее задачи, чем сохранение человеческого капитала.

В целом в республике значительно увеличилась доступность высокотехнологичной медицинской помощи. Республиканская больница сегодня обладает самой современной операционной, которая оснащена полным комплектом оборудования и расходных материалов.

Несмотря на изменения к лучшему, состояние сферы здравоохранения, конечно, ещё далеко от желаемого: сохраняется дефицит кадров, технической оснащённости отдельных учреждений, проблемы с очередями к отдельным специалистам, имеют место врачебные ошибки и трагические случаи.

Внимания заслуживает вопрос по обеспечению лекарственными средствами льготников. По этому поводу слышу немало жалоб от населения на встречах. И здесь крайне важно подходить к решению проблем людей внимательно и без отписок. В этом и заключается деятельность органов власти, которые должны работать для людей и в интересах людей.

Одним из эффективных инструментов в нашей работе считаю выезды в муниципальные образования на открытые встречи с жителями. Мы уже провели встречи в 7 муниципальных образованиях из 13. Наш принцип открытости власти здесь демонстрируется очень хорошо. За все это время мы получили с мест более 600 просьб и жалоб от жителей. О чем это говорит? О том, что проблемы копились годами, и нам предстоит их решать.

Здесь ведущая роль прежде всего отводится главам муниципальных образований. Именно они ближе всех к людям, их заботы в зоне ответственности местной власти. В то же время сегодня встал вопрос о передаче отдельных полномочий с уровня сельских поселений на уровень районов. Такой закон необходимо принять в Хакасии, поскольку, например, коммунальные предприятия в основной массе относятся к компетенции поселений, которые не имеют ни ресурсов, ни специалистов для нормального прохождения отопительного сезона. Это уже необходимость, поскольку речь идет о безопасности жизни людей.

Необходимо всячески поддерживать социальную активность наших граждан. У нас очень много неравнодушных людей, желающих абсолютно бескорыстно на добровольческих началах делать что – то нужное и полезное. По этой причине в республике на местах очень развито территориальное общественное самоуправление (ТОСы). Вот такая обратная связь – и есть индикатор нашей работы.

А работать приходится в условиях жестких информационных атак. Что скрывать – отдельные силы пока не могут смириться с приходом к власти губернатора - коммуниста. Но я убежден, что межпартийные разногласия никогда не должны стоять на пути решения важных, общечеловеческих проблем, в создании условий для процветания республики и страны в целом, ведь ценностные ориентиры у нас должны быть едиными.

А теперь подробнее остановлюсь на наших партийных задачах. Что нами сделано и какой я вижу нашу работу.

Победа кандидата от лево-патриотических сил на выборах Главы Республики Хакасия и значительное увеличение численности фракции КПРФ в Верховном Совете Республики Хакасия – это реальные возможности для усиления борьбы за улучшение жизни населения и развития республики.

С другой стороны, еще раз подчеркну - социально-экономическая ситуация остается сложной. Политическая обстановка характеризуется активным противодействием политических сил, проигравших выборы 2018 года. Целью их является подрыв доверия жителей к Главе Республики Хакасия и ХРО КПРФ в целом. Борьба за овладение и удержание рычагов государственной власти в руках Главы республики и его правительства – одна из основных ближайших задач.




17 июля 2019 19.21