К годовщине БАМа

15 апреля 2022 11.09

К годовщине БАМа

"А я еду, а я еду за мечтами,
За туманом и за запахом тайги..."

48 лет назад – в апреле 1974 года – состоялся XVII съезд Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодёжи. На нём было принято решение о создании штаба строительства БАМа, а сама железнодорожная магистраль была объявлена Всесоюзной ударной коммунистической стройкой.

Хозяйственное значение БАМа переоценить сложно. Во-первых, железная дорога связала труднодоступные участки Сибири и Дальнего Востока, в том числе – места добычи золота, других металлов, нефти, угля. Позволила усилить геологоразведку иных полезных ископаемых. Дала возможность использовать новые лесные, водные и рекреационные ресурсы. Во-вторых, магистраль стала ещё и важным стратегическим, техническим и военным элементом, явившись, де-факто, резервным путём связки Сибири и Дальнего Востока в случае проблем на Транссибирской магистрали. В-третьих, в местах строительства БАМа, среди прочего, основывались новые станции, посёлки и небольшие города, определяя будущее и развивая малозаселённые участки Сибири и Дальнего Востока. Так были основаны посёлки городского типа Беркакит (1975), Новая Чара (1979), Новый Ургал (1974), Хани (1980), город Северобайкальск (1974), а посёлок Тында, ставший неформальной столицей стройки, в 1975 году получил статус города. Также хочется отметить, что при строительстве БАМа работали бригады ВЛКСМ из всех Советских республик, наглядно демонстрируя интернациональный дух трудящихся и дружбу народов СССР. К слову это нашло отражение в архитектуре вокзалов БАМа https://zen.yandex.ru/media/variantway/vokzaly-bama-o..

Но БАМ – это не только хозяйственный объект, но и люди, которые его строили. К слову, Советское государство заботилось о жизни строителей коммунизма в целом и данной коммунистической стройки в частности. Так, можно привести цитату из воспоминаний одной из строительниц БАМа, Виктории Тарасовой (опубликовано в издании "Аргументы и факты" от 08.07.2015): "…БАМ в то время хорошо снабжался и в промышленном, и в продовольственном плане. Всё-таки стройка века, такой проект! Зарплата доходила до 600 рублей, в то время как средняя зарплата по стране составляла 150 руб. Если к этому прибавить местные гастрономические чудеса – омуль, оленину, грибы и ягоды, то люди жили на БАМе, можно сказать, шикарно…".

Завершилось строительство БАМа в 1989 году. Но эти 15 лет Всесоюзной ударной коммунистической стройки запомнились её строителям, прежде всего, особой атмосферой и духом советской молодёжи, духом товарищества. Опять, приведём несколько цитат из воспоминаний строителей БАМа: "…все бытовые неудобства как-то скрадывала доброжелательная атмосфера, созданная приехавшими сюда людьми, она привязывала к этому суровому краю…".

Подводя итог, хочется отметить, что БАМ - это не просто "стройка века". Это олицетворение - одно из многих - железной воли советского человека, веры в светлое будущее и твёрдой убеждённости в правильности коммунистических идеалов.





15 апреля 2022 11.09