Чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности

20 июня 2022 12.23

Чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности

19 июня 2022 года исполняется 102 года с момента создания Чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности.

Статистические данные свидетельствуют о том, что за 50-летний с лишком период развития капиталистической России (имеется в виду Российская империя) успехи в области роста элементарной грамотности среди населения были весьма незначительны. В 1913 г. свыше 60% всего населения страны в возрасте старше 8 лет были неграмотными, а грамотность среди нерусских национальностей находилась на еще более низком уровне. По переписи 1911 г. только 23,8% детей в возрасте 7-14 лет обучалось в сельских начальных школах.

Вскоре после революции, в конце 1917 г. была организована Государственная комиссия по просвещению, выполняющая функции прежнего Министерства просвещения. В соответствии с новой целью, провозглашённой в 1919 г. Программой РКП(б), была признана необходимость коренной перестройки принципов, содержания методов обучения и воспитания. Одним из новых типов обучения и воспитания, наряду с детскими садами и яслями, рабочими факультетами, детскими домами для беспризорных стали школы по ликвидации безграмотности, ликбезы (с 1919 г.) – для обучения родному языку всего безграмотного населения от 8 до 50 лет. На время обучения рабочий день для трудящихся сокращался на 2 часа с сохранением заработной платы. Создавались пункты ликбеза обычно при школах, велись занятия и в крестьянских избах. Сотни тысяч учителей, служащих, студентов, школьников обучали неграмотных.

Комиссия взяла под свой контроль организацию курсов ликбеза, подготовку учителей, издание учебной литературы. Материальную поддержку, помощь в создании учебников ей оказывали Максим Горький, Лидия Сейфуллина, Валерий Брюсов, Владимир Маяковский, Демьян Бедный, а также ученые Николай Марр, Владимир Бехтерев и другие.

Каждый населенный пункт с числом неграмотных свыше 15 должен был иметь школу грамоты (ликпункт). В программу обучения включались чтение, письмо, счёт. В начале 1920-х годов программа была уточнена: занятия на ликпункте имели целью научить читать ясный печатный и письменный шрифты; делать краткие записи, необходимые в жизни и служебных делах; читать и записывать целые и дробные числа, проценты, разбираться в диаграммах и схемах; учащимся объяснялись основные вопросы строительства советского государства.

В 1920-1924 годах были напечатаны два издания первого советского массового букваря для взрослых Элькиной, Бугославской, Курской. В те же годы появились "Рабоче-крестьянский букварь для взрослых" Смушкова и "Букварь для рабочих" Голанта. Было налажено издание массовых букварей и других начальных пособий для взрослых на украинском, белорусском, киргизском, татарском, чувашском, узбекском и других языках (всего около 40).

Большие возможности развития открывались перед национальной школой. Сорок национальностей и этнических групп не имели даже своей письменности, для них в 1920-х были созданы национальные алфавиты, стали издаваться книги на родном языке учащихся.

Помимо вышеперечисленного с начала 1920-х существовали школы-девятилетки двух ступеней, школы крестьянской молодёжи с агроиндустриальным уклоном (семилетка), фабрично-заводские семилетки, школы фабрично-заводского ученичества, которые были отменены в 1931-1936 гг. в связи с введением единого типа общеобразовательной школы.

Созданные ранее высшие учебные заведения стали государственными, доступными для женщин, обучение в них − бесплатным. Количество ВУЗов быстро росло, в 1922 г. их насчитывалось 244, а в 1939 − уже 760. Были открыты университеты и институты в Белоруссии, Армении, Киргизии, Узбекистане, в других республиках, в некоторых из них до 1917 г. не было ни одного ВУЗа.

После поисков оптимальной системы образования (программы ГУСа, метод проектов, опытные станции, педология, которая была запрещена в 1936 году) в 1930 году вышло постановление ЦИК и СНК СССР "О всеобщем обязательном начальном обучении", которое ускорило ликвидацию неграмотности населения СССР. К 1934 году проблема неграмотности и малограмотности в СССР была окончательно решена с повсеместным введением всеобщего начального образования. Центральный штаб ликбез-похода прекратил свою деятельность в связи с осуществлением всеобщего начального обучения.

В последующие годы в советском образовании происходили изменения: в 1944 введена цифровая пятибалльная система оценивания (вместо пятибалльной словесной), сдача экзаменов за 4, 7 классы и экзамен на аттестат зрелости; в том же году введено обучение с 7 лет (ранее с 8 лет); в 1943-1954 в крупных городах вводилось раздельное обучение мальчиков и девочек, от чего впоследствии отказались; в 1947 введено всеобщее обязательное семилетнее образование; в 1954 в учебные планы включены уроки труда и практические занятия в мастерских; в 1974 объявлено всеобщее среднее образование. При этом сохранялся фундаментальный характер образования, его доступность и бесплатность.

Параллельно с изменениями в образовании происходила индустриализация экономики, для которой готовились специалисты. Непреклонно росло число школьников, студентов и квалифицированных специалистов. Высоким был уровень естественно-научного образования, физико-математической подготовки школьников и студентов, что позволяло СССР удерживать передовые позиции в мире в ряде областей науки. Запуск искусственных спутников Земли и полёт первого в мире космонавта Ю.А. Гагарина сделали достижения советского образования очевидными для зарубежных стран. Своим мастерством покорили мир советские артисты, а дома культуры, остановки и прочие строения украшались мозаиками, что свидетельствовало о расцвете монументальной живописи.

Для каждого ребёнка были доступны не только школы, но и бесплатные внешкольные учреждения. За небольшую плату или бесплатно школьники проводили время в пионерских лагерях – всё это были дополнительные резервы воспитания.

В 1992 году, после развала СССР, принят Закон Российской Федерации "Об образовании". В 2003 РФ присоединилась в Болонской системе, вследствие чего отказалась от устоявшейся системы высшего образования в пользу европейской интеграции. С 2009 года ЕГЭ является единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов в ВУЗы. В 2018 году указом президента министерство образования и науки РФ разделено на два ведомства: министерство просвещения РФ и министерство науки и высшего образования РФ. При этом неуклонно падает качество образования и его доступность.

Как указали в Минобрнауки, 11 апреля 2022 года Болонская группа объявила о прекращении представительства России и Белоруссии во всех структурах Болонского процесса из-за того, что ректоры вузов поддерживают руководство стран в связи со специальной операцией. Как заявил спикер Государственной думы Вячеслав Володин на заседании парламента, в России невозможно воссоздать советскую систему образования, но новая система должна взять всё лучшее из существующих и прошлых, в том числе времен царской России. "Когда вы говорите о том, что неправильно учитывать опыт царской России, вот здесь с вами не соглашусь. Огромное количество ученых с мировым именем, которые реально совершили открытия, совершившие развитие многих отраслей, прошли подготовку в школах, вузах того времени. И сегодня мы используем их открытия, достижения", - сообщил Володин, комментируя выступление первого заместителя председателя комитета Госдумы по науке и высшему образованию Ксении Горячевой.

Сегодня образованность населения России несопоставимо выше, чем была в Российской империи. Но мест в детских садах не хватает, допобразование постепенно становится платным, общеобразовательные школы оптимизируют, школьники для сдачи ЕГЭ вынуждены платить репетиторам, бюджетных мест в ССУЗах и ВУЗах на всех желающих не хватает, а плата растёт каждый год. В связи с реформами образования последних тридцати лет возникает вопрос: при сохранении существующих тенденций, не потребуется ли новый ликбез уже в ближайшем будущем?

Татьяна Перемитина

20 июня 2022 12.23