Олег Смолин встретился с томскими педагогами и студентами

Депутат Госдумы от КПРФ, зампредседателя комитета по образованию и науке, соавтор законопроекта «Образование для всех», доктор философских наук Олег Смолин побывал с рабочим визитом в Томске, посетил два университета и провел дискуссию с учителями томских школ. Депутат прибыл в Томск по приглашению руководителя фракции КПРФ в Законодательной Думе, кандидата в Губернаторы Натальи Барышниковой.
Темой встреч депутата с образовательным сообществом Томска стали основные системные проблемы российского образования.
В Томском государственном педагогическом университете Олег Смолин встретился за круглым столом с деканами факультетов и членами учёного совета. Педагоги обсудили проблему хронического недофинансирования сферы образования.
Свое выступление Олег Смолин начал с тезиса о том, что без необходимых вложений в образование невозможна модернизация страны в условиях современного мира и привел в подтверждение исследования зарубежных и отечественных социологов: «Ни одна страна не произвела успешной модернизации при затратах на образование менее 7% от ВВП. Человек с высшим образованием в среднем создает вдвое больше внутреннего валового продукта, чем человек без высшего образования». Однако, отметил депутат, существующая государственная политика на протяжении десятилетий не отвечает этой цели: «В начале 90-х расходы на образование сократились по сравнению с советским периодом в 8 раз, на науку – в 20 раз». По словам депутата, сегодня российское образование получает половину от необходимого государственного обеспечения. В альтернативном законе «Об образовании для всех», соавтором которого является Олег Смолин, содержится норма финансирования, необходимая для нормального функционирования образовательной системы – в течении 5 лет повышение расходов на образование до 7% от ВВП.
Источником средств должна стать, во-первых, новая индустриализация, на необходимости которой настаивают все российские социально-ориентированные экономисты, и, во-вторых, обновленная, более справедливая система распределения. «Я задаюсь вопросом: почему производительность труда в России и во Франции различается в 2,5 раза, а минимальная заработная плата ещё до падения курса рубля различалась в 9 раз. Очевидно, что это другая система распределения, в которой богатые делятся с бедными, а у нас в России – ровно наоборот. Мы рекордсмены Большой Двадцатки по уровню социального неравенства».
В Томском государственном университете темой беседы с преподавателями и студентами стали современные образовательные технологии. Олег Смолин рассказал о том, что сегодня в мире ведется жесткая борьба за умы. Передовые экономики мира соревнуются за одаренных и образованных людей. Одним из инструментов привлечения кадров являются открытые образовательные международные онлайн-площадки, такие как Coursera, TedEx. По словам депутата, Россия за период постсоветской истории потеряла 17 миллионов человек, уехавших за рубеж, среди которых было немало высококлассных специалистов. Смолин отметил, что в этой ситуации «заградительные меры» не помогут, нашей стране необходимо создавать свои площадки, всеми средствами привлекать студентов и специалистов. После выступления Олег Смолин ответил на вопросы преподавателей и студентов о системах вузовских рейтингов, академической свободе вузов, дистанционном обучении. В завершение встречи Олег Смолин подарил ректору ТГУ Эдуарду Галажинскому свою книгу «Образование. Политика. Закон».
Завершающим этапом работы Олега Смолина в Томске стала дискуссия с учителями томских школ и профтехучилищ, прошедшая на базе областной библиотеки им. А.С. Пушкина. В мероприятии приняли участие глава областного департамента образования Ирина Грабцевич, депутаты областной Думы. Жаркие споры вызвала тема статуса и зарплаты педагога, возросшая бюрократическая нагрузка на образовательные учреждения.
В своем выступлении Олег Смолин отметил, что «забюрократизированность» современной школы проистекает из того что отношения между учеником и учителем, по инициативе Минобра, выстраиваются в правовом поле, по модели отношений работодателя и работника. В то время как по своей природе это отношения личностные: «Образование происходит там, где личность воздействует на личность. Там, где функция действует на функцию, может быть что угодно – дрессировка, может даже обучение, но не образование».
Коснулись и наболевшей темы зарплат педагогов. Олег Смолин озвучил известный факт: из 85 регионов страны в 75 «майские указы» президента в части повышения зарплат не выполняются, по причине отсутствия финансирования. Депутат рассказал о том, что в законе «Об образовании для всех» содержится норма, привязывающая зарплаты педагогов к среднему показателю не по региону, а по стране. «В Москве средняя заработная плата составляет 60 тысяч рублей, в Томске – 36. Куда поедет работать учитель? Не трудно догадаться», — в таких условиях, подчеркнул Смолин невозможно развивать человеческий потенциал регионов.
Встречу с учителями Олег Смолин закончил забавной притчей от известного педагога Евгения Ямбурга: «Учительница православной культуры в 5 классе заявляет ученикам: — Те, кто будут знать мой предмет на 4 и 5, попадут в рай, кто на 3 и 2 – в ад! Есть вопросы? Тянет руку Вовочка: — МарьИванна, а можно школу живым окончить?». Разумеется, это история не про православную культуру, а про то, какая школа, какое образование нам сегодня нужно – живое или мёртвое».
Участники дискуссии по её завершению поблагодарили Наталью Барышникову за возможность пообщаться, подискутировать с Олегом Николаевичем Смолиным.
Пресс-служба Томского обкома КПРФ