«Образ врага» в газете «Красное знамя» периода Сталинградской битвы

«Образ врага» в газете «Красное знамя» периода Сталинградской битвы

Любой народ, если он хочет оставаться народом, нуждается в осмыслении и осознании самого себя. Под народом мы подразумеваем людей, проживающих на территории государства, его граждан. Зачастую ярче всего характеристики одного предмета видны при его противопоставлении с другим предметом, если они сопоставимы. Также и в случае с осознанием себя народом: для того чтобы сформировался портрет условных «своих», необходимы условные «чужие». Ведь собственные экономические, социальные, политические, культурные и иные характеристики видны гораздо лучше в сравнении с другими. При этом подобное осознание грешит категоричностью: мы являемся варварами, потому что другие цивилизованные, либо же мы являемся цивилизованными, потому что другие варвары.

Необходимость осознания нужна в мирной жизни, но еще более остро она необходима во время кризисов и военных конфликтов, ведь от ее успешности будет зависеть само существование государства и жизнь народов. Сможет ли государство объяснить народу, кто мы такие и почему народ должен защищать государство? Сможет ли сам народ осознать, против кого и за что сражается? Ответ на эти и другие вопросы заключается в том числе в работе пропаганды. И сегодня я расскажу о том, какие образы, термины, эпитеты и другие средства выразительности использовались для создания образа врага и поддержания собственной идентичности народа советскими журналистами в период Сталинградской битвы на примере официального печатного органа Томского горкома ВКП(б) и городского Совета трудящихся газеты «Красное знамя».

Одна из первоочередных задач любой пропаганды во время войны заключается в том, чтобы максимально расчеловечить солдат противоположной стороны, в случае с гитлеровцами, учитывая их зверства, для этого не приходилось прикладывать каких-либо усилий. Пропаганда должна доносить мысль о том, что мы убиваем не людей, а некую абстракцию, абсолютное зло.

Абсолютное зло формировалось употреблением следующих наименований: противник, враг, оккупанты, гитлеровцы, разбойники, поработители и другие. Зачастую наименования сопровождались эпитетами: ненавистный, подлый, кровавый, вероломно вторгшиеся и другие.

В публикациях нередко встречаются заметки, описывающиеся зверства немцев на оккупированных территориях. В этих и других публикациях мы можем видеть прямое формирование еще одной мотивации для усердного труда и смелого боя – «Отомсти, товарищ!» гласят заголовки и призывы текстов.

В соответствии с идеологическими установками советского государства для подчеркивания отличий часто употребляются и следующие характеристики врага: немецко-фашистские войска, немецкие бароны, гитлеровские империалисты, кровавые поработители народов Европы. Наиболее интенсивно идеологемы начинают употребляться в преддверии важных политических дат в истории советского государства для того, чтобы еще раз подчеркнуть классовые различия. Как вы можете слышать, использовалась в том числе и национальная принадлежность врага.

О классовых противоречиях с попутчиками, союзниками советского государства пришлось временно забыть в соответствии с политическим моментом. И даже использовать их заявления и действия на пользу советскому государству и общему делу борьбы с фашизмом. Так, регулярной являлась рубрика «телеграммы из-за границы», повествующая о борьбе союзников против стран Оси. «Иностранная печать о героической обороне Севастополя, «Успехи югославских партизан», «заявление Рузвельта об ответственности гитлеровцев за их злодеяния», лишь некоторые заголовки статей и заметок, которые поднимали боевой дух и авторитетность советских заявлений.
Отдельно считаю важным подчеркнуть необходимость экономической, политической и информационной централизации в период войны. Так, в «Красном знамени» регулярно встречались перепечатки статей из центральной «Правды», регулярно велись рубрики «От советского информ-бюро», «На фронтах Отечественной войны» и другие. Регулярно публиковались информационные сообщения о решениях правительства, причем не только в контексте войны и речи Верховного главнокомандующего И.В. Сталина.

Официальные сообщения дополнялись более «живыми» рубриками: «письма с фронта» и более свободными очерками отдельных журналистов, например, Ильи Эренбурга «немецкое Рождество». Процитирую отдельные отрывки из него:
«Но немцы больше не верят в немецкое счастье. Они прислушиваются: в ночи им мерещится смутный гул. Это наступает Красная Армия. Это идет история.

Не так ли сулил счастье немцам бесноватый фюрер? Он щедро раздавал билетики тупоголовым фрицам. Главный «продавец счастья», шарлатан с маленькими усиками и с большим честолюбием приуныл. Он больше не торгует счастьем, он торгует могилами.


Еще недавно Германия мечтала о мире, о «немецком мире» — о мире разбойников. Она мечтала растянуться от Волги до Сахары и безмятежно храпеть на чужих горбах. Она мечтала спокойно пожрать всю снедь мира. Это была «немецкая мечта»: мечтала содержанка громилы.


Десять лет Германия прожила с бесноватым. Она сама стала бесноватой. Немцы ее обычно представляли грудастой, дебелой валькирией. Такой она красуется на площадях немецких городов. На самом деле это тощая ведьма, трусливая и злая. Теперь она бьется в истерике. Ей повсюду мерещатся враги».

Советская пропаганда старалась быть понятной всем слоям населения, находить подходы и правильные слова для каждого. Так, например, четверть всей газеты «Красное знамя» вышла на украинском языке к 25-летней годовщине со дня основания УССР. В газетной шапке было помещено следующее четверостишие:
«В нас клятва едина и воля едина,

Единый в нас клич и порив,


Николи, николи не будет Вкраина,


Рабою немецких катив
».(бесов)


Таким образом, можно уверенно сказать, что журналисты пролетарского государства сделали все возможное для военной и трудовой мобилизации советских граждан. Им не приходилось ничего придумывать и врать, ведь мотивация советских граждан была обусловлена, с одной стороны, тем, что все еще были живы многие люди, заставшие старые порядки капиталистической России, когда большая часть недр и производств находилась в частных руках. А, с другой стороны, действия самих фашистов говорили сами за себя, из них не нужно было делать зверей, так как они уже ими являлись.

Депутат Думы Города Томска, 
Вячеслав Третьяков

Похожие записи
24 мая 2024
24 мая –  День славянской письменности и культуры
23 мая 2024
Что происходит с ценами на яйца сегодня?
23 мая 2024
Ветеран СВО вступил в ряды КПРФ
23 мая 2024
Контроль за ремонтом дорог в Томске
22 мая 2024
Г.А. Зюганов: «В направлении социализма мы продвинулись на несколько шагов»
20 мая 2024
Труд сплачивает
20 мая 2024
День пионерии отметили в Томской области
17 мая 2024
На защите трудящихся: Фракция КПРФ в Госдуме представила новый Трудовой кодекс
Интернет-приемная
Если вы хотите быть в курсе важных событий реготделения, обратиться за помощью к депутату КПРФ или вступить в партию, заполните соответствующую форму ниже:
  • Подписаться на новости
  • Обратиться к депутату
  • Вступить в КПРФ