Наталья Барышникова выступила на Парламентских слушаниях в Госдуме

23 мая в Государственной Думе состоялись парламентские слушания на тему «Ресурсы развития образования и науки: образовательные и просветительские проекты кино, телевидения, СМИ, организаций культуры». Публикуем текст доклада Натальи Барышниковой руководителя фракции КПРФ в областной Думе, председателя комиссии по культуре и туризму.
Обозначенная тема очень обширна, поэтому остановлюсь на вопросах важности и социальной значимости организации воспитательно-образовательного процесса в городских и сельских школах с использованием арсенала киноискусства, и считаю необходимым рассмотреть тему слушаний таким образом, чтобы в итоге выйти на предложения по совершенствованию действующего законодательства в целях реализации образовательных и просветительских проектов с использованием кино. Совершенствовать законодательство необходимо таким образом, чтобы максимально упростить все процедуры и облегчить вопросы взаимодействия ведомств, прежде всего образования и культуры.
Сейчас в молодежной среде существует достаточно большое количество негативных явлений. В последнее время на разных уровнях очень часто говорят о проблемах молодежи. Я назову только некоторые, не вдаваясь в подробности. Это употребление алкоголя, курение, наркомания, преступления, которые совершают дети и подростки.
Все эти негативные явления говорят о том, что у значительной части молодежи потеряны нравственные ориентиры.
Одна из признанных причин потери нравственных ориентиров — неблагоприятная информационная среда. В такой среде наши дети растут. Компьютерные игры, Интернет, фильмы и телепрограммы формируют во многом их жизненные ценности. Современное телевидение наносит существенный вред психическому здоровью ребёнка и формирует личность далёкую от морали и нравственности. Противостоять неблагоприятной информационной среде, на ряду с другими мерами сможет творческий, полезный, правильно и интересно организованный досуг детей и подростков.
Необходимо также учитывать, что, несмотря на переход лидирующих позиций к сети Интернет, просмотр теле- и кинофильмов все еще, по свидетельству многочисленных исследователей, во многом формирует представления детей и молодежи об образе жизни и доминирующих ценностях.
В данном случае, не надо изобретать колесо, все колёса уже у нас есть.
Данный ресурс необходимо использовать по нескольким направлениям: Первое – через зрительное восприятие литературно-художественных произведений школьной программы, использование лучших фильмов в учебных целях (особенно отечественные фильмотеки 60-70-ых годов); второе – создание на площадке школы, музея, кинотеатра Киноклубов с последующим обсуждением. Примеры такие есть. Эффект потрясающий. В Томской области киноклубы работают в нескольких школах, в том числе Губернаторском Светленском лицее, Поросинской школе. На селе возможности организации досуга детей и подростков отличаются в худшую сторону от возможностей, имеющихся у городских школьников. Киноклубы – это лучшее, что сегодня можно предложить сельским детям из имеющихся средств с минимальными затратами. Конечно, нацеленность должна быть на нравственное, воспитательное, художественное наполнение киноматериалов. Третье – показ просветительских роликов перед фильмом (о здоровом образе жизни, о спорте и т.д.). В Томской области от Департамента здравоохранения уже имеется обращение о показе в кинотеатрах просветительского видеоролика.
От реализации этих предложений выиграют все.
О проблемах. Сложность реализации высказанных предложений в том, что с одной стороны, в образовательных учреждениях не может быть организован легальный официальный показ (много чего требуется), с другой стороны существуют ограничения – это наличие авторских прав и сложности в договорной работе с авторами. Поэтому есть предложение рассмотреть возможность внесения изменений в Гражданский Кодекс РФ и ФЗ «О гос-ной поддержке кинематографии РФ» в части свободного использования аудиовизуальных произведений в целях образования и воспитания. Мы готовы поработать в этом направлении.
Ещё одна проблема – она касается показа фильмов, которые создаются организациями, не относящимися к сфере киноиндустрии. В Томске существует великолепная Школа-студия театр «Индиго», где обучаются и работают слабослышащие и глухие юноши и девушки, художественный руководитель народный артист России Постников А.Ф. У них несколько фильмов, но показ невозможен. В этой связи есть предложение разработать систему поддержки и сопровождения правового оформления создания и показа фильмов, созданных различными организациями и предусмотреть возможность господдержки.
Безусловно, должен быть контроль за содержанием всех вышеобозначенных произведений.
Создание в школах, музеях, библиотеках киноклубов, использование кинотеатров – всё это удачно укладывается во внеурочную деятельность. Не могу не добавить, что во внеурочную деятельность необходимо зачитывать и дополнительное образование.
Есть предложение на комитет по образованию в ГД пригласить Министерство образования и науки РФ и заслушать лучшие практики, которые есть в России.
И в заключение хочу выразить надежду, что успешное взаимодействие двух ведомств: Образования и Культуры сможет вывести современную цивилизацию из тупика и сохранить не только культуру, но и человеческий интеллект.
Председатель комиссии по культуре и туризму в ЗД Томской области Н.Г. Барышникова