Наталья Барышникова выступила на Парламентских слушаниях в Госдуме

Наталья Барышникова выступила на Парламентских слушаниях в Госдуме

23 мая в Государственной Думе состоялись парламентские слушания на тему «Ресурсы развития образования и науки: образовательные и просветительские проекты кино, телевидения, СМИ, организаций культуры». Публикуем текст доклада Натальи Барышниковой руководителя фракции КПРФ в областной Думе, председателя комиссии по культуре и туризму.

Обозначенная тема очень обширна, поэтому остановлюсь на вопросах важности и социальной значимости организации воспитательно-образовательного процесса в городских и сельских школах с использованием арсенала киноискусства, и считаю необходимым рассмотреть тему слушаний таким образом, чтобы в итоге выйти на предложения по совершенствованию действующего законодательства в целях реализации образовательных и просветительских проектов с использованием кино. Совершенствовать законодательство необходимо таким образом, чтобы максимально упростить все процедуры и облегчить вопросы взаимодействия ведомств, прежде всего образования и культуры.

Сейчас в молодежной среде существует достаточно большое количество негативных явлений. В последнее время на разных уровнях очень часто говорят о проблемах молодежи. Я назову только некоторые, не вдаваясь в подробности. Это употребление алкоголя, курение, наркомания, преступления, которые совершают дети и подростки.

Все эти негативные явления говорят о том, что у значительной части молодежи потеряны нравственные ориентиры.

Одна из признанных причин потери нравственных ориентиров — неблагоприятная информационная среда. В такой среде наши дети растут. Компьютерные игры, Интернет, фильмы и телепрограммы формируют во многом их жизненные ценности. Современное телевидение наносит существенный вред психическому здоровью ребёнка и формирует личность далёкую от морали и нравственности. Противостоять неблагоприятной информационной среде, на ряду с другими мерами сможет творческий, полезный, правильно и интересно организованный досуг детей и подростков.

Необходимо также учитывать, что, несмотря на переход лидирующих позиций к сети Интернет, просмотр теле- и кинофильмов все еще, по свидетельству многочисленных исследователей, во многом формирует представления детей и молодежи об образе жизни и доминирующих ценностях. 

В данном случае, не надо изобретать колесо, все колёса уже у нас есть.

Данный ресурс необходимо использовать по нескольким направлениям: Первое – через зрительное восприятие литературно-художественных произведений школьной программы, использование лучших фильмов в учебных целях (особенно отечественные фильмотеки 60-70-ых годов); второе – создание на площадке школы, музея, кинотеатра Киноклубов с последующим обсуждением. Примеры такие есть. Эффект потрясающий. В Томской области киноклубы работают в нескольких школах, в том числе Губернаторском Светленском лицее, Поросинской школе. На селе возможности организации досуга детей и подростков отличаются в худшую сторону от возможностей, имеющихся у городских школьников. Киноклубы – это лучшее, что сегодня можно предложить сельским детям из имеющихся средств с минимальными затратами. Конечно, нацеленность должна быть на нравственное, воспитательное, художественное наполнение киноматериалов. Третье – показ просветительских роликов перед фильмом (о здоровом образе жизни, о спорте и т.д.). В Томской области от Департамента здравоохранения уже имеется обращение о показе в кинотеатрах просветительского видеоролика.

От реализации этих предложений выиграют все.

 О проблемах. Сложность реализации высказанных предложений в том, что с одной стороны, в образовательных учреждениях не может быть организован легальный официальный показ (много чего требуется), с другой стороны существуют ограничения – это наличие авторских прав и сложности в договорной работе с авторами. Поэтому есть предложение рассмотреть возможность внесения изменений в Гражданский Кодекс РФ и ФЗ «О гос-ной поддержке кинематографии РФ» в части свободного использования аудиовизуальных произведений в целях образования и воспитания. Мы готовы поработать в этом направлении.

Ещё одна проблема – она касается показа фильмов, которые создаются организациями, не относящимися к сфере киноиндустрии. В Томске существует великолепная Школа-студия театр «Индиго», где обучаются и работают слабослышащие и глухие юноши и девушки, художественный руководитель народный артист России Постников А.Ф. У них несколько фильмов, но показ невозможен. В этой связи есть предложение разработать систему поддержки и сопровождения правового оформления создания и показа фильмов, созданных различными организациями и предусмотреть возможность господдержки.

Безусловно, должен быть контроль за содержанием всех вышеобозначенных произведений.

Создание в школах, музеях, библиотеках киноклубов, использование кинотеатров – всё это удачно укладывается во внеурочную деятельность. Не могу не добавить, что во внеурочную деятельность необходимо зачитывать и дополнительное образование.

Есть предложение на комитет по образованию в ГД пригласить Министерство образования и науки РФ и заслушать лучшие практики, которые есть в России.

И в заключение хочу выразить надежду, что успешное взаимодействие двух ведомств: Образования и Культуры сможет вывести современную цивилизацию из тупика и сохранить не только культуру, но и человеческий интеллект.

Председатель комиссии по культуре и туризму в ЗД Томской области Н.Г. Барышникова

Похожие записи
17 ноября 2025
Прошёл II (ноябрьский) пленум ЦК КПРФ
17 ноября 2025
«О работе КПРФ по выполнению Программы Победы». Доклад Г.А.Зюганова на Пленуме ЦК КПРФ
13 ноября 2025
Постановление Президиума Центрального Комитета КПРФ  «О присвоении Ленинской премии ЦК КПРФ 2025 года»
12 ноября 2025
Геннадий Зюганов: «Стране необходима Программа Победы»
10 ноября 2025
Патриотическая акция КПРФ в День Октябрьской Революции в столице
07 ноября 2025
Томск отметил Красный Октябрь
07 ноября 2025
В районах Томской области отпраздновали 7 ноября
06 ноября 2025
Приглашаем вместе отпраздновать 108-ю годовщину Великого Октября!
Интернет-приемная
Если вы хотите быть в курсе важных событий реготделения, обратиться за помощью к депутату КПРФ или вступить в партию, заполните соответствующую форму ниже:
  • Подписаться на новости
  • Обратиться к депутату
  • Вступить в КПРФ