Михаил Водопьянов – «сталинский сокол» и настоящий герой

Знаменитый советский лётчик Михаил Васильевич Водопьянов родился 6 (18) ноября 1899 года в Тамбовской губернии в крестьянской семье.
В истории он остался как участник операции по спасению экспедиции парохода «Челюскин» в 1934 году. Также он вошёл семёрку первых Героев Советского Союза (удостоен награды 20 апреля 1934 года).
Заметим, что в 1930-х годах любимцами Страны Советов стали летчики. «Сталинские соколы» били мировые рекорды, осваивали маршруты, считавшиеся, непреодолимыми. Неудивительно, что именно летчики были первыми, кому в 1934 году было присвоено вновь учрежденное звание «Герой Советского Союза». Ляпидевский, Леваневский, Молоков, Каманин, Слепнев… Шестым в этом списке шёл Михаил Васильевич Водопьянов. Популярность Водопьянова в своё время не уступала популярности Валерия Чкалова.
Его жизнь получилась невероятно насыщенной, вместила в себя несколько войн, покорение Севера и даже секретную миссию по подготовке атомного удара по США. Можно сказать, что перед нами – биография настоящего и бесстрашного советского человека-героя.
Детство, юность и… первые самолёты
Родился 6 (18) ноября 1899 года в селе Большие Студёнки Липецкого уезда Тамбовской губернии (ныне – часть города Липецка) в семье крестьянина. На роду ему, как и предкам, был написан тяжёлый сельский труд. Три класса деревенской школы, вот и всё образование.
Однако вышло по-другому, в феврале 1918 года Михаил добровольно вступил в Красную армию. Служил обозным в Дивизионе воздушных кораблей «Илья Муромец». Участвовал в гражданской войне. Воевал против Колчака и Врангеля. С 1920 года – помощник шофёра. С 1921 года – шофёр. С 1925 года – авиационный моторист, затем бортмеханик, работал под руководством известного лётчика и авиаинженера Харитона Славороссова. (На фото: Михаил Водопьянов (справа) и Харитон Славороссов у самолёта «Конёк-горбунок». 1925 год).
В 1928 году сдал экзамены на звание пилота 3-го класса в лётной школе общества «Добролёт», получив право работать лётчиком Гражданского воздушного флота. В 1929 году окончил Московскую лётно-техническую школу. В качестве бортмеханика, а затем и лётчика участвовал в экспедициях по борьбе с саранчой на Северном Кавказе и в Казахстане. С 1929 года работал в управлении Дальневосточных воздушных линий «Трансавиация» общества «Добролёт» в Хабаровске.
10 января 1930 года на самолёте Юнкерс Ф-13 (бортовой номер «СССР-127») проложил воздушный маршрут: Хабаровск – Оха – Александровск-на-Сахалине, названный «Трассой героев» и имеющий протяжённость 1130 км. Первый маршрут перелёта готовил вместе с пилотом Карлом Ренкасом.
В 1931 году Водопьянов попал в авиаотряд особого назначения. Ему поручили доставлять матрицы газеты «Правда» из Москвы в Ленинград и Харьков (в то время – столица Украины), чтобы типографии на местах оперативно печатали тираж. Потом летал на гражданских самолётах по дальним воздушным трассам Москва – Ленинград, Москва – Иркутск, на остров Сахалин.
В 1932 году на Каспийском море вёл воздушную разведку лежбищ тюленей.
Зимой 1933 года в испытательном перелёте из Москвы до Петропавловска-Камчатского его самолёт разбился на озере Байкал. Бортмеханик Серёгин погиб, а М.В. Водопьянов получил сотрясение мозга и множественные переломы (впоследствии только на голову наложили 36 швов).
Спасение челюскинцев, арктические экспедиции и дальние перелёты
Когда погиб пароход «Челюскин» и потребовалось спасать людей, оказавшихся в сложнейших условиях Крайнего Севера, Михаил Васильевич, сам ещё толком не оправившийся, стал ходить по кабинетам высокопоставленных чиновников, требуя включить его в спасательную операцию. Он настолько надоел, что ему решили пойти навстречу. Вместе с Виктором Галышевым и Иваном Дорониным Водопьянов совершил сложнейший перелет длиной почти 6500 км из Хабаровска в Ванкарем. В лагере челюскинцев на своем Р-5 он побывал трижды, и вывез оттуда 10 человек.
За мужество и героизм, проявленные при спасении челюскинцев, 20 апреля 1934 года ему присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.
В марте 1935 года совершил перелёт по маршруту Москва – Свердловск – Омск – Красноярск – Иркутск – Чита – Хабаровск – Николаевск-на-Амуре – Охотск – Магадан – Гижига – Анадырь – Уэлен – Мыс Шмидта с целью проложить новую воздушную трассу для организации почтовой и пассажирской связи по данному маршруту, определить требования к самолёту в условиях Севера.
В 1936 и 1937 годах совершал полёты в Арктику, был командиром лётного отряда. 21 мая 1937 года на самолёте АНТ-6 (арктический вариант ТБ-3) во время первой высокоширотной советской экспедиции «Север» впервые в мире совершил посадку на лёд в районе Северного полюса, применив впервые тормозной парашют. Самолёт Водопьянова доставил группу зимовщиков, которые организовали первую дрейфующую станцию «Северный полюс» (СП-1). За это был награждён вторым орденом Ленина (статуса дважды Героя Советского Союза в то время ещё не существовало).
4 ноября 1939 года ему была вручена медаль «Золотая звезда» № 6.
С 10 по 21 марта 1939 года был делегатом XVIII съезда ВКП(б).
Участник войн двадцатого века
Михаил Васильевич был участником советско-финляндской войны 1939—1940 годов в должности командира тяжёлого бомбардировщика ТБ-3. Совершил несколько боевых вылетов, был награждён орденом Красного знамени. 2 февраля 1940 года ему было присвоено воинское звание комбриг.
Когда грянула Великая Отечественная война, Водопьянов, конечно, оказался в гуще боёв. С июля 1941 года он – командир 81-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии. В ночь с 10 на 11 августа 1941 года лично участвовал во втором налёте на Берлин (в одном экипаже с Э. Пусэпом). Его самолёт ТБ-7 был подбит и совершил вынужденную посадку на территории Эстонии, занятой противником. Через линию фронта вернулся к своим. Дивизия Водопьянова в этом налёте потеряла 7 из 14 стартовавших бомбардировщиков. По итогам налёта 17 августа был освобождён от должности командира дивизии как не имеющий «достаточных командных навыков и опыта в организаторской работе, необходимой в командовании соединениями». При этом ему была объявлена благодарность за проявленное мужество, он остался в дивизии и продолжал совершать боевые вылеты как рядовой лётчик.
В 1941–1943 годах воевал в составе 432-го и 746-го авиационных полков дальнего действия. С сентября 1943 года – в распоряжении командующего авиацией дальнего действия А.Е. Голованова.
Закончил свой ратный путь осенью 1943 года из-за нелепой аварии: бортовой техник на взлете убрал шасси раньше времени. Серьезные травмы, четыре месяца в госпитале – и уже почти мирная командировка в Казань, где генералу предстояло принимать новые бомбардировщики.
С декабря 1944 года – в распоряжении командующего 18-й воздушной армией.
После Великой Отечественной
С февраля 1946 года – в запасе в звании генерал-майора авиации. Позже, в 1948 – 1950 годах участвовал в военной высокоширотной экспедиции «Север-2».
Был задействован в особо секретной операции. В конце сороковых годов ядерное противостояние с США вынуждало активно заниматься вопросами подготовки ответного удара. В том числе, и создавая базы дальних бомбардировщиков на арктическом побережье Советского Союза. Во льдах Арктики, в том числе и в районе Северного полюса, намечалось создание «аэродромов подскока». В 1949 году был представлен к награждению второй медалью «Золотая звезда», но получил орден Ленина (из-за секретности награждения).
За свой ударный труд всего был награждён: медалью «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (20.04.1934); 4 орденами Ленина (20.04.1934, 27.06.1937, 06.11.1945, 06.12.1949); 4 орденами Красного Знамени (11.04.1940, 20.02.1942, 03.11.1944, 14.01.1952); орденом Отечественной войны I степени (13.07.1945); медалями СССР.
Жил в Москве. Активно занимался литературной деятельностью, стал членом Союза писателей СССР. Умер 11 августа 1980 года в столице. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.
Из открытых источников