Космонавт Рукавишников – наш земляк

Космонавт Рукавишников – наш земляк

12 апреля, в День космонавтики, мы вспоминаем нашего земляка – космонавта Николая Николаевича Рукавишникова. Он родился 18 сентября 1932 года в Томске.

Школьное образование получал в Кяхте, средней школе №8 Томска и средней школе №248 в Москве, которую окончил в 1951 году. В том же году поступил в Московский инженерно-физический институт (МИФИ). В 1957 году окончил факультет электронных вычислительных устройств и средств автоматики вуза и получил квалификацию инженера-физика по специальности «Диэлектрики и полупроводники».

 

Первый шаг по пути в космос

С июля 1957 года, работая инженером, он занимался вводом в эксплуатацию ЭВМ «Урал» (это один из первых компьютеров), а также проектированием, разработкой, установкой и натурными испытаниями систем автоматического управления ядерных реакторов, их защитой. Инженер-физик оказался востребован на переднем крае советских высоких технологий: в космонавтике. В 1959 году он начал работать в ОКБ-1 Сергея Королева в качестве инженера в отделе разработки автоматического управления и аппаратуры межпланетных станций. С октября 1964 года стал начальником группы разработки систем контроля и управления космическими кораблями с применением ЭВМ. Эти системы он знал досконально, и потому, когда в 1964 году в отряд космонавтов начали набирать инженеров, Рукавишников оказался в числе первых претендентов.

Однако поначалу врачи отклонили его кандидатуру. «Добро» от медиков Рукавишников получил через два года и сразу был включён в число участников программы «Л1 „Зонд“». Это была программа пилотируемого облёта Луны.

 

В отряде космонавтов

В 1967 году Николай Рукавишников зачислен в отряд советских космонавтов (Группа гражданских специалистов № 2 (дополнительный набор). Он прошёл полный курс подготовки к полётам на кораблях типа «Союз» и орбитальных станциях типа «Салют». В 1965–1969 годах Рукавишников входил в группу советских космонавтов, готовившихся по советским программам облёта Луны Л1/«Зонд» и посадке на неё.

Полёт пилотируемого корабля «Зонд-7» по лунно-облётной программе был предварительно назначен на 8 декабря 1968 года. Рукавишников входил в состав главного экипажа. Но полёт был отменён, несмотря на то, что экипажи написали заявление в Политбюро ЦК КПСС с просьбой разрешить немедленно лететь к Луне для обеспечения приоритета СССР. США планировали аналогичный пилотируемый полёт на 21–27 декабря 1968 года.

Дело в том, что предыдущие беспилотные полёты кораблей «Зонд» (Л1) были полностью или частично неудачными из-за неотработанности корабля и ракеты-носителя «Протон». Приоритет остался за США – «Аполлон-8» в запланированные сроки совершил пилотируемый облёт Луны. Американцы успешно высадились на спутник Земли в июле 1969 года.

Сейчас много говорят о жестокости Советской власти. Но руководство страны решило, что рисковать людьми, отправляя их на верную смерть, нельзя.

 

«Салют-1»

Рукавишникова перевели на другой проект: полёт на первую в мире орбитальную станцию «Салют-1». Его включили в экипаж с опытнейшими Владимиром Шаталовым и Алексеем Елисеевым, у которых за плечами было по два космических полета.

Корабль «Союз-10» стартовал к станции «Салют-1» 23 апреля 1971 года. 24 апреля «Союз-10» состыковался со станцией. Не успели обрадоваться, как выяснилось, что стыковка прошла нештатно, перейти на борт станции не удастся. Да и расстыковка оказалась делом проблематичным. С помощью Земли все-таки удалось отстыковаться. Спустя несколько часов космонавты вернулись на Землю.

Рукавишникова перевели в третий экипаж, который должен был работать на станции, вместо заболевшего Валерия Кубасова. Но этот полет не состоялся, после того как Георгий Добровольский, Виктор Пацаев и Владислав Волков, ставшие первыми людьми, работавшими на орбитальной станции, погибли при посадке корабля «Союз-11».

 

Космическая перезагрузка. Как «Союз» и «Аполлон» встретились над Эльбой

В декабре 1974 года Николай Рукавишников вместе с Анатолием Филипченко отправился в космос на «Союзе-16». Задачей была отработка систем, необходимых для совместного полета с американцами. Экипаж справился блестяще.

Полет на «Союзе-16», продолжавшийся чуть менее шести суток, в биографии космонавта Рукавишникова оказался единственным, в котором не было чрезвычайных происшествий.

В экипаж «Союза-19», который в июле 1975 года состыковался с американцами, вошли Алексей Леонов и Валерий Кубасов. Николай Рукавишников и Анатолий Филипченко выполняли роль дублеров, не получив и десятой доли известности участников встречи «Союза и «Аполлона» на орбите.

Вряд ли Николай Рукавишников догадывался в тот момент, что самый драматичный полёт в его биографии впереди.

 

«Союз-33»: авария на орбите

Опытного космонавта включили в программу «Интеркосмос», в рамках которой совершались совместные полёты с представителями соцстран.

На «Союзе-33» Рукавишникову предстояло лететь вместе с болгарином Георгием Ивановым. Рукавишников стал первым гражданским инженером, который был назначен командиром корабля.

Старт состоялся 10 апреля 1979 года и прошёл вполне успешно. Всё шло нормально, приближалась стыковка со станцией «Салют-6».

Сближение с «Салютом-6» проходило с превышением расчетной скорости. Её необходимо было погасить сообщением кораблю тормозного импульса, согласно сделанным расчетам, длительностью 6 секунд.

Но двигатель сработал нештатно, «Союз-33» дёрнулся, произошла потеря стабилизации, и автоматика дала команду на отключение двигателя.

Когда разобрались в случившемся, то стало ясно, что произошел редчайший случай в практической космонавтике: прожиг боковой стенки камеры сгорания. Ничего подобного тому, что случилось с «Союзом-33», ранее не происходило не только в космосе, но и на многочисленных испытаниях.

Основной двигатель не работал, а раскалённые газы должны были попасть на магистрали подачи топлива и электрические кабели управления резервного тормозного двигателя.

Если резервный тормозной двигатель тоже вышел бы из строя, это означало, что «Союз-33» останется на орбите на несколько месяцев, а то и лет. При этом воздуха у экипажа было лишь на несколько суток.

Земля дала команду экипажу отдыхать 15 часов, а затем готовиться к запуску резервного двигателя. Георгий Иванов, не разбиравшийся в системах «Союза» так, как Рукавишников, всей серьезности положения не понимал. Командир решил его не беспокоить, но сам готовился к худшему: «Если бы «Союз» надолго остался на орбите, то через несколько дней нам грозила мучительная смерть от удушья. Вот тогда и решил: при наихудшем варианте будем продолжать полёт до тех пор, пока сможем нормально дышать. А потом… Я знал, где на корпусе корабля находится клапан перепада давления и как он устроен. Клапан, как известно, срабатывает при спуске, уже в земной атмосфере. Но для меня не представляло труда открыть его и в космосе. Это гарантировало нам почти мгновенную смерть: в течение нескольких десятков секунд».

Для того чтобы «Союз-33» начал спуск на Землю, резервный тормозной двигатель должен был отработать 188 секунд. Если бы он отключился раньше, чем через 90 секунд, то это означало бы, что экипаж останется на орбите. Если двигатель проработает более полутора минут, но менее 188 секунд, Рукавишникову рекомендовали вручную дать команду на повторное включение.

Случился, однако, третий вариант: двигатель продолжал работать после 188 секунд. Такое развитие событий тоже не сулило ничего хорошего, поскольку «Союз-33» мог свалиться на спуск по баллистической траектории, чреватой страшными перегрузками, которые космонавты могли просто не пережить.

И вот здесь пригодились опыт и знания Рукавишникова. Он буквально кожей почувствовал, что двигатель даёт неполную тягу. Значит, он должен работать дольше, но сколько именно, никто не знал.

Командир «Союза-33» дал команду на отключение двигателя через 213 секунд, ориентируясь исключительно на опыт и интуицию. В мире нет других космонавтов и астронавтов, попадавших в аналогичную ситуацию.

А дальше началось мучительное ожидание. Понять, что корабль начал спуск, сразу нельзя. Лишь когда проявилась нарастающая сила тяжести, стало понятно: «Союз-33» идёт на посадку.

Спуск пошёл по баллистической траектории с перегрузками до 10 g. Но в той ситуации, в которой оказались Рукавишников и Иванов, это был не самый страшный вариант: к таким нагрузкам они были подготовлены.

– «Не любит тебя станция, Коля», – шутили над Рукавишниковым друзья по отряду космонавтов. И действительно, ему так и не удалось поработать на борту орбитальной станции. В 1984 году он готовился к участию в полете с первым индийским космонавтом Ракешем Шармой, но из-за болезни вынужден был уступить своё место в экипаже Геннадию Стрекалову.

 

После космоса

После ухода из отряда космонавтов Рукавишников много лет возглавлял Федерацию космонавтики СССР, а затем – Федерацию космонавтики России, прилагал максимум усилий для популяризации космических исследований в трудные девяностые годы. В течение многих лет вёл на радиопрограмму «На космических орбитах».

В последние месяцы жизни космонавт тяжело болел, но, несмотря на это, хотел собрать все свои дневниковые записи, чтобы написать книгу обо всем, что пережил. Не успел…

Умер Николай Николаевич 19 октября 2002 году на 71-м году жизни после длительной и тяжёлой болезни. Он скончался в госпитале им. Бурденко от инфаркта миокарда с развитием отёка лёгких.

Похоронен в Москве на Останкинском кладбище рядом с супругой и сыном. На могиле Рукавишникова установлен монумент из бронзы в полный рост космонавта.

 

Награды космонавта:

Две медали «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (1971, 1974);

три ордена Ленина (1971, 1974, 1979);

Медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина» (1970);

медаль «Золотая Звезда» Героя МНР (1972);

орден Сухэ-Батора (МНР, 1972);

медаль «Золотая Звезда» Героя НРБ (1979);

орден Георгия Димитрова (НРБ, 1979);

орден «Стара-планина» 1-й степени (Болгария, 20 апреля 2004 года, посмертно).

Благодарность Президента Российской Федерации (9 апреля 1996 года) — за большой личный вклад в развитие отечественной космонавтики;

золотая медаль имени К. Э. Циолковского АН СССР;

почётный диплом имени В. М. Комарова (ФАИ);

Он – почётный гражданин Калуги, Томска, Кяхты (Россия), Караганды, Аркалыка, Джезказгана (Казахстан), Сухэ-Батора (Монголия), Хьюстона (США).

 

Память

В 2011 году именем Николая Рукавишникова в Томске назван лицей № 8. В 2023 году на здании лицея появилась мемориальная доска в честь космонавта.

17 ноября 1978 года в Томске возле Белого озера установлен бюст Н.Н. Рукавишникова.

Перед Музеем истории Томска экспонируется автомобиль «Волга», принадлежавший Н.Н. Рукавишникову.

12 апреля 2011 года, в день пятидесятилетней годовщины полёта Ю. А. Гагарина в космос, в Томске, рядом с памятником Н.Н. Рукавишникову у Белого озера, был установлен памятник, который представляет собой спускаемую капсулу космического корабля. Капсула использовалась для предполётных тренировок Рукавишникова.

Именем Николая Рукавишникова названы две улицы в Томске. Первая появилась в коттеджном посёлке «Апрель» в 1994 году, а вторая запланирована в районе Иркутского тракта.

В городе Кяхта (Россия) существует улица, названная в честь Рукавишникова.

 

Из открытых источников

Похожие записи
16 апреля 2025
Владимир Чолахян: Главный принцип работы – личный контакт
15 апреля 2025
Сельчане поддерживают Народный референдум КПРФ
14 апреля 2025
12 апреля в Томской области вспоминали советских космонавтов
13 апреля 2025
О работе отделений КПРФ по социальной защите трудящихся в условиях специальной военной операции и системного кризиса капитализма
13 апреля 2025
Информационное сообщение о работе XII (апрельского) совместного пленума ЦК и ЦКРК КПРФ
11 апреля 2025
12 апреля коммунисты Томской области отмечают День космонавтики
11 апреля 2025
Коммунисты Томска продолжают сбор подписей в поддержку Народного референдума КПРФ
10 апреля 2025
Коммунисты возложили венки и цветы к Мавзолею В.И. Ленина и мемориалам покорителям космоса у Кремлевской стены
Интернет-приемная
Если вы хотите быть в курсе важных событий реготделения, обратиться за помощью к депутату КПРФ или вступить в партию, заполните соответствующую форму ниже:
  • Подписаться на новости
  • Обратиться к депутату
  • Вступить в КПРФ