Газета «Правда»: Почему на поезда заоблачные цены?
Стоимость билета в плацкартный вагон иногда может быть выше, чем на самолёт. К такому выводу пришли в антимонопольной службе.
Ранее «дочка» РЖД прекратила продажу билетов на дешёвые поезда, ФАС на это пригрозила ей штрафом. Также была сопоставлена стоимость билетов на рейс между одними и теми же населёнными пунктами в плацкартный вагон и на самолёт. Итоги оказались потрясающими. Выяснилось, что добраться из одного города в другой в плацкарте иногда дороже, нежели по воздуху.
Мониторингом были охвачены тарифы на проезд в плацкарте дочерней структуры РЖД — Федеральной пассажирской компании, а также лоукостера «Победа». Выяснилось, что добраться 30 октября из Москвы в Екатеринбург воздушным путём можно было за два с половиной часа, заплатив всего 2,5 тыс. рублей. Поездка в плацкартном вагоне заняла бы более суток, а цена билета составила 4,7 тыс. рублей. Аналогичная ситуация отмечалась на рейсе Адлер — Москва. Стоимость авиаперелёта составляла 1,3 тыс. рублей, а плацкартного билета — 4,7 тыс. рублей! При этом самолёт летит всего 2,5 часа, а поезд идёт 23 часа.
Почти такая же картина имеет место на рейсах Москва — Ростов. Перелёт без багажа обходится пассажирам в 1,3 тыс. рублей. Время полёта составляет 2 часа. Проехать же в плацкарте то же расстояние можно за 17 часов, заплатив при этом почти 3,6 тыс. рублей. После того как ФАС начала расследование тарифной политики РЖД в плацкартных вагонах, ведомство перестало продавать проездные документы с отправлением в новом году в плацкартные и общие вагоны. Недовольство этой беспрецедентной мерой вынудило вмешаться главу правительства, после чего в РЖД пообещали возобновить продажу билетов. Но, как выяснилось, цены при этом по-прежнему оказались заоблачными.
«РЖД выступают как государственная «естественная монополия», поскольку существует единая и ограниченная сеть железных дорог. Предполагается, что оптимально использовать и управлять ею целесообразно одной компании под контролем государства. В то же время на рынке воздушных гражданских перевозок есть большое количество независимых компаний, в том числе частных и иностранных. Здесь остра конкуренция за потребителя», — сказал корреспонденту «Правды» Марк Гойхман, ведущий аналитик ГК TeleTrade. ФАС отмечает, что в авиации за год снижены цены билетов на 10%, пассажиропоток вырос на 22%. А железная дорога подняла тариф в среднем на 3,9% и лишилась 8,5% клиентов в плацкарте и общих вагонах. Так возникла ситуация, когда переезд в плацкарте порой дороже авиаперелёта по тому же маршруту. Примечательно, что в РЖД в начале ноября приостановили продажу билетов в плацкарт на 2018 год, ожидая разрешения ФАС на ещё большее повышение тарифов. И только после отказа ФАС с 18 ноября в РЖД возобновили реализацию таких билетов.
«Руководство РЖД ещё несколько лет назад заявляло о намерении избавиться от плацкартных вагонов, однако в итоге было сделано заявление, согласно которому пассажиры выступили против. В РЖД решили вместо отмены таких вагонов заняться их усовершенствованием: оборудованием кондиционерами и биотуалетами. Однако на данный момент получилась подвешенная ситуация: переоборудование плацкарта так и не завершено, но снижать цены на такие места РЖД отказываются, так как это приведёт к ещё большим убыткам, ведь многие сейчас предпочитают либо летать, либо ехать в купе или в сидячих вагонах. По сути, РЖД оказались в положении, когда и снижать цены невыгодно, так как это вряд ли привлечёт много людей, и стоимость плацкарта уже неадекватна его условиям. Причина этого достаточно проста — нехватка средств и нежелание заняться полным переоборудованием плацкарта, так как на это уйдёт очень много времени и денег», — пояснил корреспонденту «Правды» основатель маркетинговой группы «Алехин и партнёры»
Роман Алехин, газета «Правда»