Эксперты прогнозируют новый скачок цен на бензин и кризис на топливном рынке
После 8 недель стабильности розничной цены в России снова начал дорожать бензин.
По данным Росстата, за неделю с 13 по 20 мая средняя потребительская стоимость 1 л бензина повысилась на 2 копейки до 44,01 рубля. Однако вопреки статистике, в ряде городов цены поднялись сразу на 2-3 рубля за литр. Например, на АЗС в Красноярске цены на АИ-92 выросли на 1,3 рубля, АИ-95 — на 1,9 рубля, а АИ-98 — сразу на 2,5 рубля, почти до 50 рублей за литр. Эксперты полагают, что уже в июне россиян ждёт новый скачок цен на топливо.
Независимый топливный союз (НТС) выступил с обращением к вице-премьеру Дмитрию Козаку и предупредил о возможном топливном кризисе. Начиная с января этого года оптовая цена на топливо на бирже выросла более чем на 26%, в то время как розничная цена была искусственно «заморожена». Низкая разница в цене грозит разорением независимым АЗС и нефтеперерабатывающим производствам. Авторы обращения называют виновниками ситуации Минфин, который не снижает налоговую нагрузку на отрасль, и Федеральную антимонопольную службу, которая не не выполняет своей работы по ограничению монополии крупных нефтяных компаний.
Топливный союз предрекает несколько возможных сценариев. Первый вариант – повтор скачка цен по образцу 2018 года: «Правительство вновь будет вынуждено резко снижать акцизы на моторное топливо и административно заставлять нефтяные компании заливать дополнительными объемами биржу до тех пор, пока не удастся достигнуть приемлемых значений оптово-розничной маржинальности. Нефтяные компании и независимые АЗС окажутся в убытках, а автовладельцы снова «затянут пояса».
Другой сценарий предполагает, что правительство принудит крупные топливные компании «заморозить» розничные цены, что приведет к массовому банкротству независимого сектора и, как следствие, к дефициту бензина. «Граждане страны столкнутся с очередями и дефицитом моторного топлива на оставшихся заправках. Начнет резко расти «черный» рынок нефтепродуктов, где дефицитное топливо будет доступно по более высоким ценам», — предостерегает НТС.
По мнению Союза, топливная отрасль нуждается в срочной системной реформе, которая предусматривала бы ряд мер, таких как снижение акцизов и создание резервного топливного фонда.
По материалам СМИ