Дайте попарить – о курении детей в Томске

Курение и вейпинг среди подростков – это бич современного общества, в том числе и российского. Сейчас уже трудно встретить не «парящего» или некурящего подростка, а скорее наоборот, они встречаются всё чаще. К сожалению, курить и парить среди молодых людей становится чуть ли не общеодобряемой нормой, а при знакомстве всё чаще в первую очередь задаётся вопрос: ты куришь или паришь? Не так давно, вашему вниманию был представлен исследовательский пост про детский алкоголизм в Томске. В этот раз, представляю вам похожее исследование, но уже про курение детей в Томске.
Для начала следует отметить, что так называемое «парение» электронных сигарет и вейпов согласно ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции» приравнено к курению, поэтому, когда в посте говорится «курение», то имеется в виду, в том числе парение электронных сигарет и вейпов.
Для начала немного о вреде электронных сигарет и вейпов. Учитывая тот факт, что они появились недавно, мы ещё не можем подробно, в полной степени узнать тот вред, который несут организму данные вещи. Однако, существующие уже сейчас исследования говорят нам о том, что никакой пользы от их употребления нет и подавно. Данные товары могут вызвать зависимость, проблемы с органами дыхания и нервной системы, аллергию, а также иные проблемы со здоровьем которые появляются от никотина.
Курение детьми сигарет, а в особенности электронных сигарет и вейпов стало серьезной проблемой современного мира, в том числе и России. Согласно данным Минздрава РФ, начиная с 2011 года количество подростков, употребляющих табачные и никотиносодержащие изделия на постоянной основе выросло в 10 раз, они же составляют около 90% всех потребителей электронных сигарет и вейпов. В современных реалиях фразы по типу: «дайте попарить», «хочу парить», «дайте подик» из уст детей и подростков уже стали обыденностью.
Почему же дети так полюбили вейпы? – ответ кроется в их преподнесении, рекламе и психологии. Вейпы красочные, вкусные, современные, не оставляют запаха и других неприятных ощущений, что отличает их от обычных сигарет. Так скажем, никотиновые конфетки. Стоит отметить и рекламу в различных соцсетях, у блогеров и так далее. Всё это в совокупности привлекает и продвигает электронные сигареты и вейпы именно среди молодых людей.
Конечно, капитализм и капиталисты в лице различных компаний хотят извлекать максимальную прибыль из всего, даже если это идёт во вред обществу. И электронные сигареты и вейпы тут не исключение. Данная проблема современной молодёжи и детей – это огромная радость и прибыль для компаний, производящих электронные сигареты и вейпы, а также различные детали и жидкости к ним. Так, по данным аналитической компании NielsenIQ, с февраля 2022 года по февраль 2023 года продажи в России многоразовых вейпов и одноразовых систем нагревания в денежном выражении выросли на 30 и 63 процента соответственно. По данным исследовательской компании NeoAnalytics, темпы роста российского рынка электронных сигарет начиная с 2020 года увеличились более чем на 110%, а импорт электронных устройств для курения в 2022 г. вырос на 92,3% по сравнению с 2021 г. Также по данным Национального научного центра компетенции, в 2023 году 68% рынка вейпов в стране находилось в серой зоне. В России рынок электронных сигарет и систем нагревания табака ежегодно существенно увеличивается благодаря активным продажам, а как уже известно из данных Минздрава РФ, большинство потребителей (около 90%) – это подростки.
Теперь приступим к статистике в Томске. Был проведён анонимный опрос среди подростков Томска в возрасте от 10 до 16 лет, давайте рассмотрим полученные результаты:
Всего было опрошено 58 человек, большая часть из них, это девушки (около 85%), что достаточно тревожно. Из этих 58 респондентов, в возрасте 10 и 12 лет по 1 человеку (1,7%%), в возрасте 13 лет – 6 человек (10,3%), 14 лет – 20 человек (34,5%), 15 лет – 19 человек (32,8%), и в возрасте 16 лет — 11 человек (19%).
Из 58 опрошенных, курящих оказалось 43 человека (74,1%)! Не курят всего 15 человек (25,9%). Это действительно пугающая статистика. Из 43 курящих больше всего курят в возрасте 14 лет (16 человек или 37% от всех курящих), за ними идут в возрасте 15 лет (13 человек или 30% от всех курящих), затем 16 лет (10 человек или 23% от всех курящих), а замыкают в возрасте 13 лет (4 человека или 10% от всех курящих). Курящих среди 10 и 12 лет не нашлось.
Что чаще всего курят опрошенные? Отмечу, что была возможность выбрать несколько вариантов, т.к. кто-то может курить не только что-то одно. Чаще всего респонденты курят вейп – 43 человека (66,2%), далее идут сигареты – 15 человек (23,1%), кальян – 6 (9,2%), что-то другое выбрал всего 1 опрашиваемый (1,5%).
А как же часто подростки курят? Согласно полученным данным, большинство предпочитает курить каждый день, а именно 36 человек (или 84%), 5 человек курят не часто (или 11%), курят редко всего 2 человека (или 5%).
Теперь перейдём к достаточно интересному вопросу – почему ребята начали курить? На просьбу ответить на этот вопрос анонимно и искренне согласились не все, но 30 человек всё-таки ответили. Ответы похожие, поэтому они были объединены в группы. Что же ответили опрашиваемые? 15 человек ответили, что их “подсадили”, было оказано влияние друзей, компаний, знакомых, общества. 5 человек сказали, что начали курить из-за множества проблем, в том числе и личных. 6 человек сообщили, что им нравится курить, это прикольно. Не знают или не смогли ответить – 4 человека.
Подводя итоги данного исследования, можно сказать следующее:
– Курит подавляющее большинство. Выборка подростков была небольшой (58 человек), однако даже такого количества опрошенных достаточно, чтобы указать на очень негативную и печальную тенденцию роста и наличия массового детского курения. Исходя из результатов, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний момент в Томске, подавляющее большинство подростков курят. Сейчас некурящие дети стали исключением, а не нормой. Возможно, с увеличением количества опрошенных негативная тенденция также увеличится.
– Можно увидеть, что подавляющее большинство подростков курит именно вейпы, а также большинство курят постоянно (каждый день), что также является удручающим результатом. Можно сделать предположение, что именно с появлением вейпов подростки начали массово курить и делать это на постоянной основе.
– Компании и общество подсаживают подростков. Как было отмечено, электронные сигареты и вейпы специально делают красивыми, современными вкусными и не оставляющих заметных проблем со здоровьем. Так, вейпы могут быть с изображениями разных известных персонажей, красивыми рисунками, подсветкой, иметь переливающиеся цвета. Сами модели вейпов сделаны по последнему слову техники. Различные кнопки, дисплеи, регулировка различных характеристик. В руках подростка находится самый настоящий современный гаджет, что не может не привлекать. Тем самым можно заметить целенаправленность именно на молодое и детское поколение потребителей. Это несёт огромную прибыль для компаний, а «побочные» эффекты от такой прибыли компании не особо волнуют. Вот что сказали на одном из бизнес-сайтов про открытие своего вейп-шопа: «…Когда у тебя бизнес, тебя должно волновать только то, какой доход он приносит, а не то, что кто-то курит, это их выбор».
Общество также причастно к этой проблеме. Как сказала большая часть опрошенных, они начали курить из-за влияния общества (знакомых, друзей, родственников и т.д.). Это подтверждает и анонимное интервью смертельный бизнес на подростках, где человек рассказал, как он покупал сигареты и алкоголь для подростков. Это показывает определённую безответственность общества перед своим будущем, людей перед своими детьми, друзьями. Это системная психологическая проблема потребительского и капиталистического общества.
– Подросткам нравится, и они не видят в курении проблемы. Немалое количество подростков сообщили, что курить – прикольно, и им это нравится, они не считают это проблемой, скорее вкусным и интересным развлечением. Весьма печально слышать, что почти никто из подростков не считает это проблемой общества или хотя бы личной проблемой.
Подводя финальную черту, нужно сказать, что обществу и лично каждому из нас необходимо признать наличие и серьёзность проблемы. Необходимо принимать меры и действия для её решения, ведь дальше, скорее всего, будет только хуже. Однако при существующей капиталистической системе очень маловероятно, что бизнес самостоятельно откажется от такого прибыльного дела. И пускай это вредит нашим детям, нашему будущему. Крайне редко случаются ситуации, когда во имя здорового и созидательного будущего компании жертвуют своими прибылями и доходами, заботятся и думают о молодёжи, направив свои силы и деньги на здоровье и развитие общества и окружающей действительности.
Скорее всего, решить эту проблему при капиталистическом мироустройстве крайне трудно или даже невозможно. Капиталу нужны глупые и не очень здоровые потребители.
Всем нам необходимо обращать больше внимания на своих и чужих детей, интересоваться их жизнью, помогать и поддерживать их, воспитывать хорошие черты и взгляды на мир. Стараться самим не курить, а заниматься саморазвитием и спортом. Вместе мы в силах что-то изменить, нужно менять мир вокруг себя, систему, общество, менять самих себя. Только мы можем взрастить здоровых и прогрессивных детей, только мы способны изменить мир к лучшему.
Ваня Быстрицкий
Томский Комсомол